Интервью с Ольгой Поповой, руководителем ОЦ Со-Знание

Кандидат психологических наук, создатель и вдохновитель образовательного Центра профессиональной психологии Ольга Попова не любит называть себя директором.  Ей больше нравится определение «руководитель». Так в «Со-знании» создается атмосфера равный – равному, считает она. История создания уникального Центра психологии, благодаря которому в Иркутске можно обучаться в лучших традициях европейского образования, - в интервью с Ольгой. 

 

Ольга, ты создала сама этот Центр - как и когда это произошло?

Идея была моя. Я обратилась к руководителю Центра восточной психологии «Рада»Екатерине Петерс с предложением на их базе открыть первую учебную группу.  Тогда, в 2013 году, я работала там психологом, вела терапевтическую группу. В основном в учебную группу вошли ее участники – добрая половина. Катя меня поддержала. Мне было очень важно, чтобы кто-то выслушал, дал обратную связь. В Центре «Рада» я начала работать на условиях субаренды.

Когда оказалось, что если мы хотим обучать по-настоящему, то должна быть лицензия, а для этого выполнены определенные требования, в частности, наличие помещения, оборудования, преподавателей, им – заработная плата. Это другие масштабы, и я поняла, что надо становиться самостоятельным Центром. 

 

Сколько лет «Со-Знанию»?

Первый набор состоялся в 2013 году. 

 

Масштабы растут?

Растут, это можно увидеть по кабинетам, мы в офисном здании завоевываем все больше пространства (смеется) ( ранее арендовался один кабинет. В 2019 году уже три – два для занятий и учительская - прим. авт.). Мы начинали с одной программы обучения – психологическое консультирование,  я ее вела одна. Потом ко мне присоединились коллеги, потом - наши же выпускники. Это были люди, которые разделяют наши ценности. То, что начиналось с одного человека, выросло до штата в 13 человек. 

 

А какие ценности у «Со-Знания»?

Прежде всего, открытость. Это значит, что мы, как организация, я как преподаватель, готовы к любым комментариям. Как на занятиях, так и кулуарно. Можно меня вылавливать и предлагать свои идеи. Для меня это возможность видеть реальность, какая она есть. Это, в свою очередь, позволяет мне меняться. 

Вторая особенность – гибкость. Мы меняемся. Некоторые коллеги слушали нашу программу три раза. И они говорят, что это позволяет углубиться в материал, а с другой стороны - узнать что-то новое. Мы содержание программы всегда чуть-чуть меняем. 

Третье – практикоориентированность. Все наши преподаватели – практики. Они ведут терапевтические группы, консультируют. Обязательно повышают свою квалификацию, изучают что-то новое. У нас нет преподавателей, которые бы посчитали, что уже все знают, и остановились на месте. 

Я сейчас, например, обучаюсь в Школе экзистенциального анализа у Альфреда Ленгле. И это позволяет мне на старые вещи смотреть по-новому. Викторина Кешишьян совершенствуется в транзактном анализе, Павел Роньжин - в психосинтезе. 

Четвертое - принятие. Мне кажется, это одна из самых глобальных ценностей нашей организации. Мы готовы к неопределенности, ведь не известно как пойдет реализация той или иной идеи, как люди раскроются во время сессии. И мы к этому готовы. У нас хватает опыта, квалификации, чтобы быстро реагировать на самые разные ситуации. Нас наоборот это радует, мы кайфуем, когда до конца не знаем, как это будет. 

На последнем тетраднике (выезде на базу Малого моря, где желающие могут попробовать себя в роли ведущих мастер-классов и групповых занятий – прим. авт.) была шутка, которая, на самом деле, наверное, не шутка: «Один из наших девизов  - как пойдет. Это правда так. Не в смысле, что мы раздолбаи и нам пофиг, а в смысле, что мы готовы к самым неожиданным моментам. И мы принимаем человека, в том как он раскрылся, принимаем себя, наших слушателей абсолютно любыми.

 

А какой он «идеальный слушатель»? 

Очень сложный вопрос.  Подбираются такие разные группы… (задумалась). Например,  сейчас группа выпускников с Госунивеситета, которые пришли за практикой, навыками, уверенностью. И группа более зрелых людей, старше  30 лет, с жизненным опытом. Они все такие разные… Но идеальный слушатель – свободный, открыто выражающий свою точку зрения, готовый содержание пропускать через себя . Мы не отделяем личность консультанта от личности человека.  Верим, что консультант помогает через свою личность тоже. Еще штрих идеального слушателя – он задает себе вопросы “Зачем мне это нужно?”, “Как я могу применить это в своей жизни?”. 

  

Для кого работает «Со-Знание», кому сюда лучше придти учиться?

К нам люди приходят с двумя основными мотивами: кто хочет получить новую профессию и уйти в нее. Хочет не зря прожить свою жизнь, оставить свой след, помочь другим. И вторая причина – те, кто хочет что-то в себе поменять. По факту идут за личной терапией, желая сначала прикоснуться к полю психологии, понять, что это вообще такое. Люди приходят, присматриваются к нам, к содержанию, и остаются, потому что, пропуская знания через себя, меняют себя и свою жизнь. 

 

На лекциях особая атмосфера. Если я хочу слушать лекцию лежа, то могу себе это позволить и никого не буду смущать. Это делается специально?

Мне самой кайфово в такой атмосфере. Я не люблю внешние рамки. Люблю, когда человек настоящий, люблю честность – это один из моих личных принципов. Сама стремлюсь к этому, и радуюсь, когда человек делает что хочет, то, что ему актуально. Мы ориентируемся на европейские школы, поэтому со слушателями Центра на равных. У нас не принято обращение по имени-отчеству. Все друг к другу обращаются по имени. Ко мне - Ольга, и на ты. Потому что я как преподаватель ничем не круче остальных. Здесь все с разным опытом, а я к психологии прикоснулась немного раньше, чем другие. А другие люди прикоснулись к другой сфере, к чему я еще не успела. И если мы на равных, то и обстановка у нас соответственная. Есть что сказать – говорите. Это очень оживляет. В европейских школах меньше вертикальной иерархии, когда ты начальник, а я тебе кланяюсь. Мы стремимся к взаимодействию. Чтобы были и шутки на занятиях, и разные мнения.

 

Стоимость обучения невысокая, планируешь ее увеличивать?

Пока не могу однозначно ответить. Сейчас обучение стоит 4 тысячи рублей в месяц. Если есть желание и позволяют финансы, то можно добавлять углубленные курсы, пойти на личную и групповую терапию в рамках Центра. Для наших слушателей мы делаем стоимость ниже рыночной. Есть группы кино-терапии, группы для родителей у детского психолога. То есть человек сам может комбинировать в процессе обучения те направления, которые ему нужны и интересны. Приходите, выбирайте и познавайте.