Top.Mail.Ru

Интервью с Павлом Роньжиным, преподавателем ОЦ Со-Знание

Люблю беседы, после которых хочется зарыться поглубже в какую-нибудь информацию, пофилософствовать или устроить словесную баталию с друзьями, огорошив их новыми знаниями. После беседы с преподавателем Центра допобразования психологии “Со-Знание” Павлом Роньжиным мне захотелось сделать сразу все. 

Несколько раз во время нашего разговора я откровенно “подзависала”, обдумывая прозвучавшую мысль. Наша беседа из интервью плавно перетекала в личную, я выключала диктофон, а потом снова его включала и просила повторить то, что он только что сказал.

Я хотела услышать от него про авторский метод работы, а оказалось, что совсем не главное для Павла. Его устремления более обширны и глобальны, и в случае успеха принесут гораздо больше пользы обществу и человечеству. 

Если честно, я пожалела, что так откровенно не поговорила с ним до начала учебы. Я бы по-другому слушала материал, на другое расставляла акценты, задавала бы другие вопросы. 

Записанное можно растаскивать на цитаты. 

 

“Психологом в той или иной степени может быть каждый…. но при условии, что он знает себя, сильные и слабые стороны, И как эти слабые стороны могут влиять на процесс консультирования”

“С одной стороны надо отделять личность терапевта от профессиональных навыков, но мы не должны подавлять личность. Не надо быть шаблонным психологом из книжки, нужно быть собой: свободным, понимающим. В общении постараться быть без клише. В работе оставаться яркой самобытной личностью, но при этом на высоком уровне профессионализма, а не на уровне “Ну, что там у тебя? Сейчас расскажу, что с этим делать”. 

Павел Роньжин

Ему 32 года, из них он практикует в психологии 13 лет. Преподает в образовательном Центре практической психологии “Со-Знание” 4 года. Их сотрудничество началось с того, что Павел написал руководителю Центра Ольге Поповой о том, что есть интерес прочитать лекцию по психосинтезу. Она согласилась. Проба в роли преподавателя оказалась успешной: сейчас Павел читает лекции, по психосинтезу ведет отдельный курс, и стажирует студентов, которые хотят приобрести практические навыки консультирования. 

 

Ты сразу пришел в психологию или перед этим пробовал другие профессии?

После 9 класса я понял, что буду учиться на психолога - это было осознанное решение. Я всегда мог выслушать, поддержать. И в процессе общения с родственниками, друзьями, понял, то эта профессия для меня очень органична и естественна. 

 

На сайте “Со-Знания” указано, что ты разработал собственный метод работы 

Мы разработали его с коллегой Верой Барановой. Это авторский метод, сочетающий несколько базовых подходов - образную терапию и його-терапию работы с голосом. Он достаточно интересный, но сейчас не развивается. Может, в будущем вернусь к этому. Я вообще не уверен, что сейчас можно что-то открыть новое без серьезных исследований. Новизна будет в объединениях разных способов.

 

А как вы к этому пришли? Хочу услышать историю, что я жил, мне чего-то не хватало, и вдруг “Бах!”, нашел метод…

Если “бах”, то это про мое обучение и становление как психолога. Мне повезло, у меня были отличные педагоги. В Гуманитарном институте ИрНИТУ с третьего курса занимались практикой и к пятому курсу я возглавлял студенческий Центр психологии. К этому времени я знал, что такое тренинги, супервизии, личная терапия. Но тем не менее постоянно чего-то не хватало. Получил квалификацию по Эриксоновскому гипнозу. Этот метод дал возможность более глубинно работать. Но и этот метод мне не объяснил, как работает сознание и бессознательное. Я часто на лекциях говорю, что для меня психика человека была как “черный ящик”. И я не понимал, почему именно такую реакцию она дает. И у меня это вызвало очень серьезный профессиональный кризис: что  могу сделать для клиента, чтобы получить тот эффект, который планируется? 

 

И я пошел учиться на психосинтез, это как раз тот метод, который мне дал видение как устроено наше сознательное, бессознательное, и я смог остаться в профессии и даже начал преподавать этот предмет в “Со-Знании”. Таким образом каждый мой профессиональный кризис в той или иной степени , заканчивался тем, что я шел обучаться и повышать квалификацию. Если говорить про “вау-эффект”, то это обучение.

 

А давай вернемся к твоему методу резонансо-образной терапии? Огромное количество людей сейчас хотят петь, но у них есть внутренние блоки и зажимы

Я не уверен, что этот метод сейчас является предметом нашего разговора. Я ушел от него, Вера (соавтор метода) тоже занимается другим. У меня есть профессиональный интерес и профессиональные задумки в другой сфере. 

 

Какой?

Если честно, то меня беспокоит уровень психологической компетенции психологов. Он хорош по сравнению с другими городами, но недостаточен. И сейчас мои усилия направлены на то, чтобы информировать и побуждать и молодых, и опытных  специалистов заниматься саморазвитием, самопознанием, понимать границы своей компетенции, быть честными со своими клиентами в плане того какие методы они используют. Какие из них являются научно доказанными, а какие может и действенные, но больше относятся к эзотерике. Надо быть просто честным и профессиональным. Чтобы сами специалисты понимали и отделяли свой личный опыт от профессиональной компетенций. Потому что очень часто, наблюдая супервизии (разбор случая из практики - прим. авт.) , общаясь с другими специалистами, вижу что многие пытаются “лечить” через свой опыт, что не является правильным. Или психолог не выдерживает границы и начинает использовать профессию как способ компенсации, например, потребности во власти. Иногда становится очень смешно. Когда смотришь какой-нибудь достаточно видео дорогого специалиста, и видно, что он надел корону и занимает проповедью. 


Это серьезная проблема. Как с этим бороться?

У нас есть ОППЛ (Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига) , есть педагоги Центра “Со-Знание”, которые ставят эти вопросы. Мы понимаем , что без их проработки, психология будет очень страдать. 

 

Как ты хочешь решать этот вопрос?

Инструментов на законодательном уровне для этого нет. Есть одно - личная готовность и желание специалистов быть профессионалом. Только на этом. Плюс, ставить вопрос перед научным сообществом: писать научные статьи и публиковать их. 

 

Какие темы тебя волнуют в психологии?

В первую очередь - практическая психология. То, о чем я рассказал. 

Второе, в плане методологии - психология наука противоречивая. Психика человека одна, а теорий и взглядов, объясняющих почему наша психика работает именно так - очень много. Много теоретических концепций, подходов, видений, методов… Как говорится, это всё двери, которые ведут в одну комнату. Если ставить задачу максимум, то для меня было бы интересно познать эту комнату и как-то эти двери структурировать, объяснить…С точки зрения практической психологии найти наиболее оптимальные подходы, которые будут давать быстрый, эффективный, долгосрочный результат. Это цель на жизнь, как путеводная звезда. 

 

Если выпускник психфака задается вопросом, что он не хочет заниматься только лишь теорией, а желает получить больше практики и научится ее вести - что ему делать? Куда идти в Иркутске?

Вступать в профессиональное сообщество, быть  психологической тусовке, потому что еще отцы-основатели отечественной психологии говорили, что среда, в корой ты живешь, очень сильно влияет на нашу жизнь. И приходить в “Со-знание”.  Может, сейчас скажу громко, но он один из лучших в Иркутске, а может и в Сибири. Обучение строим на практике. И занимаемся не только теоретической и практической частью, но и помогаем сформировать личностную готовность молодого специалиста к психологической деятельности. А этим на по моему опыту больше никто серьезно не занимается. 

 

Когда я готовилась к нашему разговору, то предполагала, что мы сможем обсудить твой метод работы...

Знаешь, почему я это не хочу обсуждать?

 

Почему?

А потому что он будет еще одним из тысячи. Зачем? Зачем еще одна дверь в эту комнату? Хватит идей. Пора всем собраться и сказать “давайте остановимся”.

 

Горшочек, не вари!

Не вари. Давайте строить что-то действительно универсальное, что действительно работает. Без теоретических наносов, видений автора, без проповедей и так далее. Это будет то, что сможет без преувеличения сможет повлиять на человека, на человечество.

 

Что еще ты хочешь донести до тех, кто будет читать твое интервью?

Хочу сказать, что занимайтесть психологией. Неважно с  чего вы начнете. Сейчас модно познавать себя. Помните, что психология наука специфическая в плане того, что любая теория, которую вы возьмете - это всего лишь теория. Нет универсальной концепции, к сожалению. И в любой теории априори заложена какая-то ошибка, которая будет искажать реальность. Психологию нужно изучать, но будьте критичными. 

Для студентов скажу, что тоже надо познавать себя, чтобы успешно работать с клиентами. Познавать как ты устроен, почему твое поведение именно такое, почему ты именно так думаешь, именно так строишь свою жизнь, когда были приняты решения и приняты они тобо или не тобой? И что можно сделать, чтобы начать жить по-другому? 

Помните, что психологом в той или иной степени может быть каждый. Но при условии, что он знает себя, сильные и слабые стороны, И как эти слабые стороны могут влиять на процесс консультирования. 

 

Татьяна Борзакова