Интервью с Владом Демешковым, преподавателем ОЦ Со-Знание

Как БДСМ может вдохновить на создание интереснейшего способа групповой терапии, что такое кинотерапия и как она может нас удивить, - читайте в интервью с выпускником Центра допобразования психологии “Со-Знание”, ныне уже преподавателем и практикующим психологом-консультантом Владиславом Демешковым. 

 

Прошу начать с того, кто ты. Я читала твое интервью в одном из иркутских журналов, где ты рассказывал о винах. В социальных сетях ты кинокритик. 

Мне сложно самому себя идентифицировать. С 1998 года занимался кинокритикой и журналистикой. К винной теме пришел очень забавно: прочитал интервью сомелье, и подумал, а в Иркутске где-нибудь этому учат? И почти одновременно мне позвонили из ресторана “Бардо”, а я в то время проводил кинопоказы в разных местах. И они мне предложили провести вечера по принципу “кино плюс вино”. Взамен я попросил бартер - я для вас провожу мероприятия, а вы меня берете на обучение в «Винную школу». Обучился. Понял, что полученных знаний мне недостаточно. И устроился в винный магазин, кавистом (специалист, который, исходя из предпочтений клиента может порекомендовать то или иное вино - прим. авт.). 

В связи со скользящим графиком работы у меня было свободное время и я решил получить дополнительное образование. Психологическое.

 

У тебя какое первое?

Вообще первое среднеспециальное у меня бухгалтерское. Правда бухгалтером не проработал ни дня, сманила журналистика. Так же есть неоконченное высшее историческое образование, от которого я «устал» за год до написания диплома.

А если серьезно, появились  проблемы со здоровьем, не позволившие мне доучиться. Я получил инвалидность и было уже не до учебы, в нашей стране инвалиду нужно работать вдвое больше чем здоровому человеку.

В журналистике я прошел весь путь от внештатного корреспондента до главного редактора. Был первым редактором газеты «Телесемь», писал сценарии для художественных и документальных фильмов, массовых мероприятий. Даже умудрился поработать в Краеведческом музее начальником отдела развития.

В свое время меня сильно утомила кинокритика. Когда идешь в кинотеатр, там показывают черти что, а мне надо на это написать рецензию. И сидишь, из пальца высасываешь, потому что хвалить вроде как не за что, а писать десятый подряд ругательный текст не хочется. Мне потом говорят: “Почему вы все время фильмы ругаете? Вы кино не любите!”. Я люблю кино, но не виноват, что так редко оно бывает хорошим. Потому как кинокритик я в конце концов выгорел. Да и журналистика в целом как средство самовыражения перестала удовлетворять, а быть ремесленником-писакой неинтересно. 

 Сейчас развиваться я планирую именно в психологии. Мне это очень интересно и есть ощущение, что «это моё».

 

Так почему ты ее выбрал?

У меня не было стремления изучать конкретно психологию. Получить диплом по гуманитарной дисциплине - хотелось. Самое смешное, что я шел реально просто за дипломом. А по мере обучения понял, что мне стало дико интересно. И с каждым учебным днем становилось все интереснее. У меня были мысли раньше, что психология - это очень сложно, я ее, откровенно говоря, побаивался. Сейчас, когда мне за 40, отбоялся уже. Пошел учиться и в процессе понял, что получение диплома трансформировалось в призвание, пусть и несколько запоздалое.

В “Со-Знании” тебе не просто читают лекции, тут и теория, и практика идут одновременно. Это необычно, это доверие к студентам, что сразу дают что-то делать. Пусть друг на друге, под присмотром, но не так: “Мы тебя 4 года учили, можешь идти, вспоминать и пробовать”. Мне сейчас действительно жалко тех, кто получает обычное образование по психологии.  понимаю, насколько программа образования в университетах не совершенна. Возможно, их выпускники больше знают теории, но не понимают как это использовать.

 

Ты окончил “Со-Знание” в 2019 году. И в этом же году на тетраднике (выезде на турбазу Малого моря, где желающие могут попробовать себя в роли ведущих мастер-классов и групповых занятий – прим. авт.) стал победителем конкурса профессионального мастерства психологов по работе с группой. Что ты такого сделал? Я слышала восторженные отзывы.

Это был прикол. За две недели до тетрадника я сидел, смотрел фильм про то, как парень с девушкой занимаются БДСМ за деньги. У них контора, к ним за услугами приходят люди. И там есть сцена, где она спрашивает, а он “Я не могу тебе рассказать”. Она подскакивает, достает две кожаные маски, надевает на себя и на него, спрашивает: “Так лучше?”. И он раскрепощается и что-то ей рассказывает. 

И я такой сижу и думаю, хм, а это интересный метод!

Вроде как я - не я

Да! Звоню Андрею (Андрею Ермаченко - своему одногруппнику по обучению в “Со-Знании”. В настоящее время он преподает в Центре. Читайте интервью с Андреем Ермаченко ) Андрюха возбуждается, начинает предлагать свои идеи. Мы устраиваем мозговой штурм. Подготовили маски и плащи для участников учебного тренинга. Наша задача была разидентифицировать их, сделать неузнаваемыми. Никто не знает кто ты, и о тебе ничего не знает. Люди обезличены. 

Нужно понимать, что основа любого консультирования - это безопасная среда. И на ее создание уходит какое-то время. А если ты в маске и не узнаваем, то этот период сокращается. Когда мы получали обратную связь от участников, нам говорили, что было легче. Потому что без маски люди на первом собрании сказать то, что сказали не осмелились бы. А кому-то наоборот было тяжелее, потому что он не видел выражение лица собеседников, их реакцию. А другому было хорошо, что обратной связи не было. Реакция была очень интересной.

И процессы групповые запустились почти моментально. С третьего человека начались такие истории, что обычно рассказывают на пятом собрании обычной группы.

 

Ты планируешь развивать этот опыт? 

Да. Мы с Андреем Ермаченко намереваемся запустить экспериментальную группу на базе «Со-Знания» уже в ноябре-декабре. Нужно решить некоторые организационные вопросы. И надо понимать, что так как формат пока опытный и в группу мы будем принимать людей более-менее проработанных и имеющих опыт личной терапии.

 

В “Со-Знании” ты ведешь кинотерапию. Расскажи про этот метод.

Об этом я могу рассказывать часами. Сам процесс состоит из осознанного просмотра художественной киноработы и последующего обсуждения. Причем обсуждаем мы не художественные достоинства картины или «что хотел сказать режиссер», а только то, что видели на экране, а еще собственные эмоции и интерпретации. В ходе обсуждения терапевтический эффект достигается за счет того, что участники группы оказываются в более-менее «взрослом» состоянии, когда ты осознаешь, что твое видение картины мира не является единственно правильным и избавляешься от некоторых иллюзий и заблуждений. Причем происходит это вполне естественным путем, а не через какое-то навязывание определенных идей и мыслей. Формат группы открытый, так что приглашаю всех желающих и их друзей.

 

Тяжело подбирать фильмы для подобного вида терапии?

Это одна из причин, почему данный метод слабо развит. Мне легче, чем другим. За время работы кинокритиком я посмотрел более 10 тысяч кинокартин. И теперь могу подобрать те, которые вызовут максимальный отклик у большинства участников группы. Это темы любви, семьи, взаимоотношений. Можно подбирать темы узкоспециальные, для работы в специфических группах - с заключенными, людьми с зависимостями, пожилыми или несовершеннолетними. Для подобных групп кинотерапия прямо показана.

 

Когда ты планируешь проводить следующий сеанс? Я приду!

Ближайший сеанс кинотерапии пройдет в воскресенье 27 октября в аудитории 310 учебного центра «Со-знание». Начало в 17.30. Всем рекомендую записываться заранее, потому что в данном формате группа не может быть больше 14 человек. Запись ведет Екатерина Сафина по телефону 60-40-78

В дальнейшем встречи будут проходить с периодичностью раз в две недели по субботам или воскресеньям.

 

Записала Татьяна Борзакова