Наши комментарии по Законопроекту "О психологической помощи"

 

 

"Вероятно, многие из вас уже слышали о проекте закона о психологической помощи населению, а, возможно, и читали его. Абсолютно понятно, почему проект провоцирует вокруг себя много споров и вызывает тревогу у практикующих специалистов. Давайте попробуем разобраться, что это за проект, и чем он нам грозит в случае его принятия.

 

Стоит отметить, что проект не является новым. Пять лет назад его уже выставляли на обсуждение, однако отклонили, в связи с большим резонансом со стороны общественности.

 

Прошлая версия получила большое количество рекомендаций по доработке со стороны профессионального сообщества. Различные экспертные группы составляли подробный и аргументированный список необходимых доработок. К большому сожалению, в новой редакции все эти рекомендации остались без внимания, и нам представили проект практически в том же виде, в котором он был изначально, а в некоторых частях сделали его еще более жестким. Так, например, изначально переход к новому законодательству предлагался в течение 5 лет, сейчас этот период сократили до 1 года.

 

Проект был разработан представителями ВУЗов, при участии Юлии Шойгу, директора Центра экстренной психологической помощи МЧС. Пожалуй, Юлия Сергеевна хоть и является также представителем государственной структуры, была единственным участником от психологической практики. Мнение частнопрактикующих специалистов и частных психологических центров при разработке не учитывалось. Именно потому, что авторы представляют интересы и взгляд ВУЗов, в проекте предлагается ввести образовательный ценз для психологов – профильное (психологическое) высшее образование, не ниже специалитета.

 

Что это значит?

 

Это значит, что студенты или выпускники бакалавриата не смогут работать по специальности даже при наличии диплома о высшем образовании.

 

Это же касается огромного количества уже практикующих специалистов, которые работают после прохождения профессиональной переподготовки. По данным общественных организаций, например ОППЛ, в настоящее время в нашей стране таких специалистов – большинство. Эти специалисты, которые, как правило, занимаются частной практикой, а значит находятся в естественной конкурентной среде, и поэтому заботятся о качестве своих услуг: постоянно повышают квалификацию, проходят супервизии и личную терапию.

 

Проект закона предлагает сделать работу этих специалистов нелигитимной.

 

К сожалению, авторы проекта не предлагают никаких способов переаттестации уже практикующих специалистов, для того чтобы дать им возможность продолжить работу, и даже не предлагают ввести достаточный срок перехода к новому законодательству, для того чтобы эти специалисты успели «просидеть нужное количество часов в аудиториях ВУЗа».

 

Совершенно понятно, что такие нововведения полностью разрушат существующую систему психологической помощи. Не стоит забывать, что все это происходит во времена, когда населению как никогда нужна психологическая помощь и поддержка. Все это может привести к очень печальным последствиям.

 

Справедливости ради надо заметить, что указанное в проекте закона положение о требованиях к образованию психолога противоречит некоторым уже принятым в России профессиональным стандартам. В частности, недавно принятому профессиональному стандарту «Психолог-консультант» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2022 № 537н), где обозначена возможность работать психологом после получения профессиональной переподготовки.

 

Другой вопрос, который звучит к авторам проекта – что именно регламентируется. В законе речь идет о психологической помощи населению. Но что, если специалист занимается не «психологической помощью» (определение что такое «психологическая помощь» в самом проекте звучит неясно), а, например, психологическим просвещением, куда можно в каком-то аспекте отнести и психологическое консультирование? Попадает ли тогда специалист под регламенты проекта? Может ли он называться психологом?

 

Могут ли все-таки принять проект закона?

 

Мы живем с вами в странное время, когда каждая последующая неделя может значительно отличаться от предыдущей. Поэтому возможно всё и что-то предсказывать наверняка довольно трудно. Однако, с моей точки зрения, уж слишком большой общественный резонанс вызывает проект закона, уж слишком критичны могут быть последствия его принятия, уж слишком большие противоречия у проекта с уже принятыми нормативными актами. К тому же, в проекте просто содержатся ошибки с точки зрения русского языка.

 

Наилучшим вариантом, конечно, будет внесение в проект поправок, рекомендованных профессиональным сообществом. Хорошим вариантом будет также отсылка в законе к уже утвержденным профессиональным стандартам «Педагог-психолог», «Психолог в социальной сфере» и «Психолог-консультант», поскольку в этих документах уже обозначены и требования к специалистам, и выполняемые ими функции.

 

Если этого не произойдет, то, возможно, все же будет предусмотрена возможность переаттестации уже практикующих специалистов, то есть специалистов, у которых к этому времени уже будет, например, диплом о профессиональной переподготовке. Будем надеяться, что фраза «закон обратной силы не имеет» будет иметь какое-то значение.

 

При самом печальном исходе, если закон будет принят в том виде как он есть, большей части специалистов придется назваться «Личным консультантом» или «Семейным консультантом» или же как-то иначе и продолжить заниматься своей профессиональной деятельностью. В конце концов, наши знания и опыт у нас никто не может отнять, а именно это ценится клиентами.

 

В заключение добавлю, что безусловно регламентация деятельности психолога требуется, но хорошо бы если бы мнение профессионального сообщества также учитывалось при разработке этих самых регламентов."

 

Ольга Солнцева - Кандидат психологических наук, директор института «Со-Знание», преподаватель, действенный член Профессиональной психотерапевтической лиги РФ (ОППЛ). Аккредитованный супервизор, личный терапевт Национального уровня ОППЛ, Федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации. Направления работы: экзистенциальный анализ, транзактный анализ. 

 

С текстом Законопроекта вы можете ознакомиться здесь - Законопроект "О психологической помощи"

 

Также предоставляем вам текст Профессионально стандарта "Психолога-консультанта"